Кейтеринг диетического питания и «Умный город»: какие проекты представила молодежь на конкурс «100 идей для Беларуси»

Выставка-презентация городского этапа республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» состоялась в столице 24 декабря. Какие инновационные проекты представила на ней молодежь, выяснили корреспонденты агентства «Минск-Новости».

В нынешнем году в финал городского конкурса прошли 38 проектов, отобранных из 196-и по результатам районных отборочных этапов. Новаторские разработки заявлены в 10-и номинациях. Лучшие выберут в двух возрастных категориях: среди авторов-школьников, учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и студентов, рабочей молодежи.

— Наибольшее число проектов поступило в номинациях «Общество, экономика и социальная сфера» и «Информационно-коммуникационные технологии», — отметил второй секретарь Минского городского комитета ОО «БРСМ» Роман Бондарук. — Победители представят свои разработки на республиканском этапе конкурса. Также для призеров и участников проекта будет организована бизнес-школа на базе Молодежной социальной службы.

Так, группа учащихся гимназии №38 во главе с руководителем Татьяной Кондрашовой разработали экскурсионный маршрут «Мiнск лiтаратурны». Он включает 11 мест на карте столицы, отсылающих к литературным произведениям, в которых они упомянуты. Продолжительность экскурсии — 3 часа.

— Некоторое время назад мы задумались: как сделать так, чтобы популяризировать чтение и, в частности, белорусских авторов среди молодежи. Так нам пришла идея объединить прогулки по городу и знакомство с выдающимися писателями, — рассказывает учащийся 10-го класса Никита Страховский. — В настоящее время наш маршрут представлен в электронном и бумажном форматах. В первом случае, кликнув по локации, пользователь получает информацию о связанном с ним литературном произведении и получает ссылку на него.

Ребята демонстрируют разработку в действии: кликнув по ул. Революционной, открывается окошко с указанием пьесы Янки Купалы «Тутэйшыя».

— В планах — добавить на нашу карту новые локации, создать версию экскурсии на трех языках (русском, белорусском и английском) и соответствующие версии аудиогида, адаптировать маршрут под велосипедную прогулку, — поясняет учащаяся гимназии №38 Катарина Янушкевич.

***

Свою версию «Умного города» предложила группа учащихся Минского государственного энергетического колледжа. Ребята предлагают ряд инноваций, которые позволили бы оптимизировать транспортную систему мегаполиса.

— К примеру, мы обратили внимание на тот факт, что дорожное покрытие у остановочных пунктов подвержено большей изнашиваемости. Со временем в нем образуются выбоины. Мы предлагаем укреплять его с помощью брусчатки — она намного прочнее, — рассказывает учащийся 3-го курса специальности «электрические станции» Даниил Чарей.

В числе прочих рационализаторских предложений — оборудовать специальное освещение, встроенное в дорожное покрытие и дублирующее сигналы светофора. Это позволит снизить количество ДТП. Версия умной остановки, предложенная ребятами, позволяет самостоятельно, без помощи кассира пополнить проездной либо приобрести талоны на оплату проезда, вызвать такси, воспользоваться онлайн-картой и проложить маршрут, для людей с ограниченными возможностями предусмотрен голосовой поиск. Компенсировать энергозатраты на обслуживание такой остановки должны солнечные панели.

Еще одно довольно смелое предложение ребят — встраивать в тротуары тепловые установки с целью нагрева снега и льда в зимний период, что позволит избежать использования противогололедных реагентов.

***

Еще одна группа учащихся Минского государственного энергетического колледжа разработала проект по внедрению ветровых генераторов с вертикальной осью вращения в систему электрообеспечения города. Ребята разработали конкретную схему их использования для локальных нужд: например, для освещения улиц и для потребления жителями многоэтажек.

— Проблемы исчерпаемости энергоресурсов и защиты окружающей среды сегодня актуальны, как никогда. Разрабатывая свой проект, мы руководствовались идеями экологически дружественного образа жизни, — поясняет учащийся Илья Мисник. — Наш образец ветрогенератора может работать даже при небольшой силе ветра — 0,7 м/с.

— В следующем году в Беларуси введут в строй атомную электростанцию. Не утратят ли тогда своей актуальности альтернативные источники энергии? — интересуемся у ребят.

— Энергию, полученную с помощью эксплуатации атомной электростанции, нельзя считать экологически чистой, — утверждают парни.

***

Учащиеся Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышлености разработали проект ReStart — доставки готовой еды для диетического 3-разового питания людей, восстанавливающихся после операции либо просто ведущих здоровый образ жизни.

— В своей повседневной жизни столкнулась с ситуацией, когда старенькая бабушка из-за болезни не могла самостоятельно посетить магазин и приготовить себе еду. Предложенная нами служба доставки стала бы решением подобной проблемы. При составлении меню консультировались с медиками, которые вносили свои предложения по выбору продуктов и блюд при конкретных болезнях, — рассказывают авторы проекта.

***

Группа студентов Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники представила мобильное приложение «Мой университет». Приложение позволяет узнавать в режиме онлайн последние новости университета, анонсы грядущих событий, следить за расписанием и собственной успеваемостью.

— Тестирование приложения на платформе iOS и Android запланировано в феврале-марте 2020 года, а к началу следующего учебного года планируем внедрить его в широкое использование студентами вуза, — делятся планами авторы проекта.

***

Преподаватели Минского государственного профессионально-технического колледжа биологии создали аппарат, который позволяет эффективно выращивать хлореллы — род одноклеточных зеленых водорослей, добавляемых в корм сельскохозяйственным животным.

— Наше ноу-хау предполагает использование погружных ламп на светодиодах в емкости, где выращиваются хлореллы: это ускоряет темп их размножения, — говорит учитель биологии колледжа Ярослав Горбачев.

Авторы проекта уверяют: их установка стоит 3 тыс. долларов в эквиваленте, что в 7 раз дешевле существующих прототипов.

***

Преподаватель Университета гражданской защиты МЧС Артем Морозов уже не новичок в конкурсе «100 идей для Беларуси»: в 2017 году он презентовал модель пожарного ствола «Викинг» (к настоящему времени их выпущено уже около 1,5 тыс. штук, и они находятся на вооружении в аварийно-спасательных частях по всей стране).

В этот раз Артем представил насадку для пожарного ствола. Она предназначена для получения пены, которую спасатели используют при тушении горящего бензина либо масла. Обе разработки молодого преподавателя уже запатентованы.
Победителей определили в двух возрастных категориях: среди школьников, учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, а также среди студентов, курсантов, молодых специалистов, ученых и работающей молодежи.
Так, в первой категории лучшими названы следующие проекты:
—  «Мова цiкава? Мова цiкава!» (создание и использование авторских мобильных тренажеров с элементами дополненной реальности), автор — учащийся СШ №111 Максим Суворов (Ленинский район);
— «Экстракт рябины черноплодной как полифункциональный косметический ингредиент», авторы — учащиеся гимназии №40 Маргарита Курипченко и Анастасия Желудовская (Ленинский район);
— «Биополимерные скаффолды на основе пектина и хитозана для регенеративной медицины», автор — учащийся гимназии №38 Арсений Жилко (Первомайский район);
— «Ветер перемен. Вертикальная ветровая турбина», авторы — учащиеся Минского государственного энергетического колледжа Геннадий Лугин, Илья Мисник и Данила Скворцов (Партизанский район).
Во второй возрастной категории в числе лучших названы следующие проекты:
— Rebottle (изготовление мебели из переработанных пластиковых бутылок), авторы — Михаил Приборец (УП «Минскпроект»), Михаил Буневич (БГУИР), Наталья Злобина (ООО «Новые технологии»), Кирилл Дорох (ОАО «КБ Радар») — Первомайский район;
— «Технология AR в диагностике воздушных судов», автор — Олег Карачун (Белорусская государственная академия авиации) — Заводской район;
—  TeamPlay, автор — Александр Гонтарев (филиал БГУИР «Минский государственный радиотехнический колледж») — Советский район;
— «Использование технологии для работы с бензорезом при вскрытии дверей в непригодной для дыхания среде», автор — Александр Пивоваров (Университет гражданской защиты МЧС) — Заводской район.

Фото Тамары Хамицевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *